История создания Discovery.

Как Land Rover Discovery стал мировым хитом

Тридцать лет назад миру была представлена модель автомобиля, которая спасла британскую компанию Land Rover и одноименный бренд. В этой статье будет рассказано о рождении и триумфе легендарного семейного внедорожника Discovery. 

На юго-западе графства Девон находится г. Плимут, жители которого еще совсем недавно называли его «городом Дискавери (Discovery)». 

Совпадение это или нет, но именно в этом городе, в октябре 1989 года состоялся дебют легендарного внедорожника Discovery, который был представлен миру компанией Land Rover.  

Как множество судов средневековой Англии отплывали из Плимута в поисках новых земель, так и новая модель компании начала свое путешествие из «Города Дискавери» по неизведанным морям мировой автоиндустрии. 

В конце 70-х и начале 80-х годов бренд Land Rover стал стремительно терять позиции на европейском и глобальном рынке автомобилей, где набирали популярность семейные полноприводные модели страны Восходящего солнца. В компании отдавали себе отчет в том, что со своими оригинальным Land Rover не сможет преодолеть нарастающую конкуренцию со стороны японских автомобилестроителей. Нельзя было терять время, как потерял его знаменитый английский мореплаватель и вице-адмирал Сэр Фрэнсис Дрейк. Он прославился тем, что в ожидании попутного ветра проводил время в праздности на судне Plymouth Hoe за игрой на шарах. Тем не менее, он стал одним из активных участников Гравелинского сражения, в ходе которого была разгромлена «непобедимая» Испанская Армада. 

Производственные мощности компании были сосредоточены в городе Солихалл. Здесь выпускался не только надежный и мощный Land Rover, ориентированный на сельские дороги и фермеров, но и престижный универсал County Station Wagon. В производственной линейке компании явно не хватало среднеразмерных автомобилей. Модель Range Rover, которую компания запустила в производство в 1970 году, постепенно перешла в представительский класс, где противостояла появившемуся  в 1968 году седану Jaguar XJ6.

Очевидной стала срочная необходимость в разработке мер по заполнению образовавшейся бреши в модельном ряду. Но будучи дочерней компанией бедного автомобильного конгломерата Austin Rover, Land Rover не располагал достаточным бюджетом для разработки новой модели.

Вместе с тем, как выяснилось несколько позже, команда из города Солихалл смогла уложиться в довольно скромный бюджет. За основу новой модели среднеразмерного автомобиля были взяты базовые структурные элементы флагманского Range Rover. Именно эта модель стала костяком при разработке автомобиля, который получит название Land Rover Discovery и станет суббрендом компании. По мнению аналитиков мировой автомобильной индустрии, без Discovery бренд Land Rover в долгосрочной перспективе мог бы просто-напросто исчезнуть.  

История развития Discovery

В 1985 году в рамках проекта под кодовым именем Jay (так назывался Discovery) маркетологи компании стали изучать возможности проникновения бренда Land Rover на новые рынки сбыта. Специалисты пришли к выводу о целесообразности разработки совершено новой модели, которая по своим характеристикам находилась бы между Land Rover и Range Rover. 

У компании не было запаса времени. Land Rover практически попадал в цейтнот – в США набирал популярность среднеразмерный внедорожник Jeep Cherokee, а на европейский рынок стали поступать японские автомобили Mitsubishi Shogun. 

Более того, руководство Land Rover было хорошо осведомлено о том, что корпорация GM уже разрабатывает модель, которая «взорвет» автомобильный рынок Европы. Стоит отметить, что в 1991 году GM, действительно, выпустила на рынок первое поколение долгожданного внедорожника Opel Frontera, который на поверку оказался довольно слабым и беспомощным конкурентом Discovery.

Сейчас, спустя 30 лет после начала работы над проектом Jay, вызывает удивление тот факт, что его участники изначально не обсуждали вопросы разработки новой модели, которая отличалась бы от Land Rover или Range Rover. Об этом, кстати, вспоминает журналист Ник Халл в своей книге «Дизайн Land Rover - 70 лет успеха». 

В середине 80-х годов на европейских и азиатских рынках важнейшим фактором потребительских предпочтений становятся автомобили, укомплектованные дизельным двигателем. Дизели, установленные на модели Range Rover, никогда не имели хороших технических характеристик. Поэтому усилия специалистов были направлены на разработку нового дизельного агрегата. Проектные и конструкторские работы над дизелем были выделены в отдельный проект Gemini. В его рамках был разработан новый турбодизель с заводским индексом 200 Tdi. 

Как обычно, вопросы экономии бюджетных средств определили направление дальнейшего развития проекта Jay. В компании было принято решение о том, что Discovery будет полноприводным. Платформу с колесной базой 100-дюймов решено было скопировать с модели Range Rover. Перегородки, лобовое стекло и двери флагманской модели также были использованы при выполнении проекта Jay. При этом планировалось, что стиль кузова Discovery следует разрабатывать с нуля. 

Следует отметить, что эксперты компании смогли успешно адаптировать лобовое стекло, которое было разработано еще в конце 60-х годов для оригинального Range Rover, к стилю и дизайну модели Discovery. 

Стилисты Майк Сэмпсон (Mike Sampson) и Дик Бэртлэм (Dick Bartlam) также смогли адаптировать более протяженную раму Range Rover к длине кузова новой модели. 

Мода тех времен требовала, чтобы длина заднего свеса Discovery была короче, чем у классического Range Rover. В результате оригинального стилистического решения поперечина рамы стала играть роль усилителя заднего бампера. Габариты самого бампера позволили использовать его в качестве подножки для пассажиров, которые размещались на заднем ряду новой модели. 

Схема проекта предусматривала создание семиместного автомобиля. Два места должны были располагаться над задним мостом, и у пассажиров третьего ряда было недостаточно пространства над головой. В модели Land Rover Station Wagon эта проблема решалась за счет приподнятой крыши задней части автомобиля. Современная версия этого решения была использована в Discovery. Не только приподнятая крыша стала отличительной чертой суббренда, но и фирменные окна Alpine, а также рельефная линия крыши. 

Совет объединенного автомобилестроительного холдинга British Leyland, в которых входил Austin Rover, выделил на разработку Discovery 25 млн. фунтов стерлингов. Работа над проектом Jay шла ускоренными темпами. В 1986 году на базе платформы Range Rover был создан первый полноразмерный глиняный прототип. 

В соответствии с техническим заданием период между началом работы над проектом и запуском модели в производство составлял 3 года вместо обычных пяти лет. Журналист Ник Халл отмечал, что в рамках проекта Jay в компании Land Rover был впервые применен прогрессивный инструмент менеджмента под названием синхронизированный инжиниринг. Стиль кузова и трансмиссия новой модели разрабатывались одновременно. 

Даже самые преданные сторонники бренда Land Rover признавали, что разработка стиля интерьера является слабым местом дизайнеров компании. 

Интерьер оригинального Range Rover являлся сугубо утилитарным, не отличался утонченной элегантностью и изысканностью.

Возможно поэтому Land Rover обратился за помощью в разработке интерьера Discovery к известной британской компании IAD UK Ltd, которая имела собственные студии дизайна. Кроме того, получила приглашение компания Conran Design Group, которая прославилась своими работами в области архитектурного дизайна и стиля интерьеров. 

Рассмотрев поступившие предложения, руководители Land Rover остановили свой выбор на Conran Design Group. В команду разработчиков интерьера Discovery были включены также стилисты самой компании Land Rover. 

Разработанный стиль интерьеров Discovery отличался легкостью, обилием пространства и практичностью. Особое внимание привлекали сдвоенные стеклянные люки крыши, полка приборной панели и сетки для аксессуаров, которые были расположены на задней двери автомобиля. 

Предполагалось, что центральная консоль, выполненная из тканевых материалов, будет съемной и может быть использована в качестве рюкзака. Идея оказалась непрактичной, и стилисты Land Rover быстро и кардинально изменили его дизайн.  

При разработке Discovery широко использовались части, компоненты и узлы различных моделей Austin Rover. Например, инструментальный ящик был заимствован у автомобиля Rover Metro, а вентиляционные отверстия в приборной панели – у машины представительского класса Rover серии 800. На Discovery устанавливались фары автомобиля Leyland Sherpa, а задние фонари были переняты у модели Austin Maestro.

В сентябре 1987 года работа над проектом Jay была завершена. Можно было приступать к массовому производству. Встал вопрос о названии новой модели. Рассматривались три варианта – собственно Discovery, а также Highlander и Prairie Rover. Принять решение было не так просто, как изначально предполагалось. В результате дискуссий было признано целесообразным использовать Land Rover в качестве названия бренда. При этом классический Land Rover был переименован в Defender.

Discovery завоевывает рынки

Модель Discovery была представлена мировому сообществу в сентябре 1989 года на автосалоне в городе Франкфурт. Пресса была ознакомлена с новым автомобилем в октябре и ноябре 1989 года в городе Плимут.

Сегодня это может показаться несколько любопытным решением (даже в 1989 году это выглядело необычно), но семиместный Discovery был запущен в производство только в трехдверном варианте. Это было вполне допустимо для классического Range Rover, но довольно странно для модели, рассчитанной на 7 человек.

В качестве двигателя для первого поколения Discovery был выбран дизельный агрегат с заводским индексом 200Tdi мощностью 113 л.с., а также 3,5-литровый бензиновый мотор V8 (155 л.с.). Автомобиль оснащался механической коробкой передач.

В сентябре 1990 года на рынке появился пятидверный вариант. На агрегатах V8 стали устанавливать системы впрыска топлива.

Через два года модели с бензиновым двигателем V8 стали комплектовать 4-х ступенчатой АКПП ZF 4HP22. В октябре 1993 года в моторной линейке автомобиля появился бензиновый агрегат V8 объемом 3,9 литра. В этом же году автоматическая трансмиссия стала доступна для моделей с дизельными агрегатами.

В некоторых странах Европы автомобили с мотором более 2-х литров облагались повышенным налогом. Поэтому специально для европейского рынка была предложена модификация Discovery MPi с 4-цилиндровым двигателем объемом 2 литра. 

В марте 1994 года специалисты компании провели более глубокую модификацию Discovery. Автомобиль стали готовить для американского рынка. 

Обновленная версия Discovery была оснащена двигателем с заводским индексом 300Tdi, 5-ступенчатой механической коробкой передач R380 и двойными фронтальными подушками безопасности на приборной панели. Ими, кстати, комплектовались последние модели Range Rover. 

Автомобили Discovery, которые подверглись фейслифтингу, вошли в историю как модели «300-й серии». Их отличительная особенность – это большие фары, обновленный дизайн решетки радиатора и бамперов, новые индикаторные лампы, а также встроенные в бампер задние фонари. Усовершенствованию подверглись передние и задние стабилизаторы поперечной устойчивости, а жесткость кузова была заметно усилена. Начиная с 1996 года, все автомобили Discovery стали оборудовать антиблокировочной системой (ABS).

К 1992 году объемы выпуска Discovery увеличились с 300 до 500 автомобилей в неделю. Комфорт, отличные дорожные качества, скорость и разумная ценовая политика обусловили высокий спрос на автомобиль. В 1994 году было продано почти 50000 Discovery, а в 1995 году объемы продаж достигли рекордной для компании Land Rover величины в 100 тыс. ед. Общий объем продаж первого оригинального Discovery, до появления в 1998 году автомобилей второго поколения, составил 392 443 ед. 

Знаете ли вы…

При разработке прототипа Discovery дизайнеры и стилисты компании Land Rover впервые использовали систему автоматизированного проектирования CAD.

Салон новой модели был на 6 дюймов выше, чем у классического Range Rover.

Тони Гиллрой (Tony Gillroy), управляющий директор Land Rover, был обеспокоен высокой стоимостью механизма складывания шестого и седьмого сиденья. Механизм был установлен в багажном отделении автомобиля. Джон Расселл (John Russell), директор по маркетингу, подсчитал, что для достижения точки безубыточности необходимо было продавать дополнительно 100 автомобилей. Несколько позже компания выходила в прибыль при дополнительных продажах 95 автомобилей. 

Разработанный стиль интерьера предусматривал бесшовное тканевое покрытие сидений и боковых валиков. В результате сиденья автомобиля выглядели несколько шире. 

При запуске в производство модели были оснащены квадратными фарами, которые были заимствованы у автомобиля бренда Leyland Sherpa. Вместе с тем, стилистами Discovery были предусмотрены круглые фары. 

До начала серийного производства специалисты компании Land Rover впервые в ее истории разработали коллекцию аксессуаров и дополнительных опций, которые включали, например, бугели, лебедки, фляжки, спортивные сумки. Общее количество предлагаемых аксессуаров составило 50 ед. 

В пятиместных вариантах Discovery складные корзины для хранения автомобильных аксессуаров располагалась в багажном отделении, где были предусмотрены дополнительные сиденья. 

После фейслифтинга, который был проведен в 1994 году, компания перестала предлагать в качестве опции броские и рельефные эмблемы, логотипы, значки, таблички, наклейки и др. 

По словам Джеффа Апекса (Geoff Upex,) дизайнера Rover Group, стоимость сборки дверей Rover 800-й серии представительского класса практически превысила бюджет всего проекта Jay.

Для автомобилей специального назначения компания выпускала удлинённую модификацию Discovery, в которой использовалась рама с колесной базой 116 дюймов.

Для производства небольшого количества бронированной модификации Discovery была использована рама с колесной базой 110 дюймов, которая также применялась в бронированной версии модели Range Rover.  

В проекте под кодовым названием Heartland предусматривалась разработка как пятиместного варианта с плоской крышей, так и семиместной удлиненной модели с рельефной линией крыши.  

Предложение дизайнерской компании IAD по разработке стиля Discovery не было принято, поскольку в нем не учитывалось техническое задание по установке радио. 

В моделях, выпущенных после 1994 года, было изменено расположение радио на приборной панели. 

Стиль интерьера, разработанный компанией Conran Design Group, предусматривал довольно странную потолочную консоль.

Оригинальные разработки ручек дверей и рукоятки рычага переключения передач, предложенные Conran Design Group, не были приняты в связи с особенностями производственного процесса.  

При разработке пикапа премиального класса под названием Challenger предусматривалось использование передних панелей в стиле Discovery.

Во время демонстрации Discovery представителям средств массовой информации автомобиль смог успешно протянуть поезд по железной дороге Южного Девона. 

При запуске в производство модель не комплектовалась литыми дисками. Их можно было приобрести в дилерских центрах. 

Тони Гиллрой решил привлечь в команду дизайнеров Discovery стилистов-женщин для оценки и экспертизы предлагаемых решений по цвету и отделки автомобиля.  

В процессе разработки трехдверного варианта Discovery 2 была создана полноразмерная глиняная модель. Но маркетинговые исследования выявили недостаточно высокий спрос на эту модификацию автомобиля. 

На задних фонарях первых выпусков автомобилей все еще оставались логотипы Austin Rover. 

В течение 1994-1996 годов модели Discovery продавались в Японии под названием Honda Crossroad.

Проект Gemini

Успех Discovery в значительной степени зависел от наличия хорошего дизельного агрегата. Находящийся в эксплуатации 2,5-литровый турбодизель являлся несколько обновленной версией агрегата, который был сконструирован специалистами Land Rover еще в 1957 году. Дизель бренда Turbo D, купленный у итальянской компании VM Motori SpA, работал неплохо. Вместе с тем, с началом 90-х годов и этот агрегат по мощности, расходу топлива и надежности работы уже отставал от своих конкурентов.  

В компании Land Rover решили начать разработку собственного двигателя, взяв за основу уже существующий 2,5-литровый вариант. Внутри компании проект получил кодовое название Gemini.

В тот период времени на легковых автомобилях все еще применялись дизели с непрямым впрыском топлива. Эти агрегаты имели предварительные камеры сгорания для подавления шума, характерного для моторов крупнотоннажных автомобилей. Такие системы заметно снижали мощность дизельных агрегатов. 

В моделях Rover Montego и Austin Maestro были установлены двигатели с прямым впрыском серии Прима/500. В период эксплуатации моторы данной серии зарекомендовали себя с самой хорошей стороны. Поэтому в новом дизельном агрегате предусматривалась система прямого впрыска топлива. 

Учитывая ограниченность бюджета и необходимость загрузки уже имеющегося парка оборудования, в техническом задании проекта Gemini была поставлена задача максимального применения ранее созданных узлов, компонентов и технических решений. В частности, при разработке нового двигателя были использованы блок цилиндров и коленчатый вал, а также решения по осям крепежа головки цилиндров к блоку цилиндров агрегата 2499 cc.

Для снижения веса и уровня шума на блоке цилиндров была установлена легкая головка из сплава. Вместо предыдущей системы впрыска бренда Lucas CAV стали использовать более надежную и точно работающую систему впрыска Bosch с двухступенчатыми топливными форсунками.

Проект Gemini завершился успехом. На свет появился дизельный агрегат мощностью 113 л.с., который в сочетании с интеркулером мог создавать крутящий момент в 265 Нм. Технические характеристики нового дизеля подходили для модели Discovery, а с 1990 года и для бренда Defender. 

Впоследствии двигатель подвергся существенной конструктивной доработке - было обновлено 300 компонентов и узлов, а сам агрегат получил заводской индекс 300Tdi. После проведенного в 1994 году фейслифтинга Discovery стали оснащать обновленным дизельным агрегатом. 

Проект Romulus

В условиях усиления конкуренции на глобальном рынке автомобилей было принято решение о разработке новой модели Discovery. Проект получил кодовое название Heartland. Учитывая, что выполнение проекта могло занять несколько лет, эксперты компании подготовили проект Romulus, в рамках которого планировалось провести более глубокий фейслифтинг существующего Discovery.   

Поскольку обновленную модель планировалось продавать в США, то ее стали укомплектовывать подушкой безопасности пассажира. Discovery стал первым внедорожником, который был оснащен двумя подушками безопасности. Одна из подушек была встроена в рулевое колесо. 

Хотя Discovery потерял свой отличительный и оригинальный стиль интерьера, тем не менее, его приборная панель стала более удобной. Discovery по техническим характеристикам и параметрам безопасности отвечал требованиям, которые предъявлялись к полноприводным многоцелевым автомобилям повышенной вместимости. 

Что касается фейслифтинга экстерьера, то вместо маленьких фар, заимствованных у автомобиля Leyland Sherpa, на Discovery были установлены уникальные большие фары. Это в свою очередь привело к замене фронтальной панели и установке маленьких индикаторных ламп. Подверглись изменению вентиляционные отверстия на приборной панели, которые ранее были переняты у модели Rover 800-серии. В распределительном устройстве были использованы элементы самого Discovery, а также автомобиля Rover Montego. 

Устаревшая МКПП с заводским индексом LT77, которая еще стояла на полноразмерном автомобиле представительского класса Rover SD1, была заменена на 5-ступенчатую механическую КП R380. Двигатель с индексом 200Tdi стал 300Tdi, а объем V8 был увеличен до 3,9 л. 

Успешное завершение проекта Romulus позволило выделить финансовые ресурсы на разработку новой модели, получившей позже название Freelander. Финансирование амбициозного проекта Heartland, предусматривающего разработку совершенно нового Discovery, было урезано. Вместо этого был подготовлен проект под кодовым названием Tempest, предполагающий проведение глубокой модернизации последней модели Discovery. 

Комментарии (1)

    • Андрей
    • 2020-11-05 00:16:34
    Круто, большая работа проведена была при написании статьи , спасибо!

Новый комментарий

Вы отвечаете на комментарий